Lankarus

Анурадхапура. Древняя Столица - Anuradhapura. The Ancient Capital

Великая древняя Анурадхапура, как мы убеждены, обязательно должна быть включена в историческую часть маршрута по Шри-Ланке. Пропустить посещение Анурадхапуры, равно, как пропустить руины древней Полоннарувы, — это значит если не вовсе не побывать на Шри-Ланке, то по крайней мере, не получить ключи к пониманию одной из самых величайших древних цивилизаций на Земле. А отправившись в Анурадхапуру, остановитесь в городе минимум на 2 ночи, чтобы успеть ознакомиться с большинством исторических памятников города.

Анурадхапура — один из величайших центров древнего буддизма. Это первая столица Шри-Ланки. Город существовал пятнадцать веков и был разрушен в X веке нашей эры. Столица славилась своим могуществом и великолепием. Короли, монахи, инженеры, скульпторы и простые люди оставили после себя здесь огромное количество буддистских памятников. Сегодня древняя часть города обозначается как Священный Город – Пуджа Нагарайя.

К числу буддистских памятников относят три высочайших кирпичных здания древнего мира: ступа Джетавана (120 метров), ступа Абхайагирия (112 метров) и ступа Руванвели (90 метров). Здесь же растет древнейшее священное дерево буддистов –Бо. Ступы и дерево представляют собой не только памятники прошлого, но и священные места, почитаемые верующими.

Теперь Анурадхапура – столица северо-западной провинции Шри-Ланки. Она расположена в 205 км. от Коломбо. Добраться до Анурадхапуры можно за четыре часа (через Курунегалу или Чиллау и Путталам).
Основателем Анурадхапуры был царь Пандукабхайя, 4-й царь острова. Как и все великие столицы древнего мира, город был построен на берегах реки Кадамба Нади. Сегодня река носит имя как Малвату Оя, река в цветущем саду, протекающая через королевский парк, Маха Мегхавана (Парк большой тучи).
Анурадхапура была построена на месте деревни Анурадхагама, названной так в честь двух человек, которые носили одно имя – Анурадха. Один был министром Вияйи, первого короля Шри-Ланки, а другой был братом принцессы Бхаддакасаны, которая была женой второго короля Пандувасудевы. Кроме того город был построен под созвездием Анурадха. Великий географ Птолемей, который в I в. н. э. начертил первую карту острова, обозначил этот город как Анурограммон.

Анурадхапура занимала территорию в 40 км2 и была одним из наиболее удачно спланированных городов древнего мира. Она делилась на две главные части: внутренняя цитадель, которая включала королевский дворец, и внешняя цитадель, священный город, в котором находились монастыри (вихара), ступы, дома духов и обеденные залы.

Древнейшее буддистское дерево в мире — дерево Бо
В Анурадхапуре растет древнейшее дерево в мире, о котором существуют исторические свидетельства. Оно называется Бодхи, или дерево Бо, буквально «Дерево Мудрости». Это первое из восьми сакральных мест (ата мастана), почитаемых паломниками священной Анурадхапуры.

Росток дерева был привезен на Ланку в III веке до н. э. из Бодх Гая (Индия, современный штат Бихар). Молодая веточка была взята с того самого дерева, под которым сидел индийский принц Сиддхартха, когда он получил просветление и стал Буддой (или бодхи, сам-модхи, абхи-сам-бодхи). Хроники на пали и на сингальском языках, известные как «Бодхи Вамса», описывают историю этого дерева в деталях. Первое дерево в Бодх Гая уже не существует, и дерево в Анурадхапуре считается древнейшим в мире, о котором существуют исторические свидетельства, относящиеся ко времени Будды. Хотя буддисты и считают дерево живым существом, они уверены также, что оно представляет в символической форме самого Будду. В Индии это дерево считалось Космическим Древом Жизни и почиталось как жилище богов.

Бо относится к классу деревьев, известных под санскритским общим названием, как ванаспати. Бо — огромное дерево, которое приносит плоды без цветения. Оно принадлежит к семейству «ассатха» (на пали), «эссату» (на сингальском), и «фикус» на латинском. Поэтому ботаники назвали его «Ficus Religiosa», подразумевая его религиозное значение при классификации фикусов.

Монахиня Тхери Сангхамитта, сестра Тхера Махинда, который принес буддизм на Шри-Ланку, привезла на остров поросль от дерева Будды. Брат и сестра были детьми индийского императора Ашока, получившего имя Величайший из королей, единственного короля, который отказался от войны после победы. Молодое дерево было посажено перед монастырем, известным как Маха Вихара, или Великий Монастырь, в королевском парке Маха Мегх Вана. Считается, что все деревья Бо на Шри-Ланке сегодня имеют генетическую связь с этим деревом.

Священное дерево Бо обладает магической силой. Буддисты верят, что оно может вызывать дождь, посылать детей бездетным. Почти каждый день можно увидеть в тени дерева женщин, молящихся о даровании детей. Ростки кокоса, посаженные у подножия дерева, молчаливо говорят о том, что их молитвы были услышаны. Буддисты верят также, что это дерево – жилище Бога по имени Калу, Девата Бандара.

Ступа Руванмели
Из всех памятников, известных как ступы, наиболее почитаемой является Руванвели Сэйя. Она имеет высоту более 90 метров и является третьей по высоте ступой в Анурадхапуре и третьим высочайшим кирпичным зданием Древнего мира. Она была названа Руван Мели, (Сварна Мали или Соннамали) или Руван Вели, (Ратна Велли) в знак благодарности богине с этим именем, жилище которой находилось в дереве ран теламбу, произраставшем в том месте, где была построена ступа. Чтобы очистить это место для ступы, король обещал Богине назвать ступу ее именем.

Ступа представляет собой архитектурный памятник, который формирует центр буддистского монастыря. По происхождению ступа – памятник умершему, в котором были спрятаны священные останки мертвого (дхату). В ступах хоронили великих умерших – королей или мудрецов. В буддистском мире они сооружались как в честь Будды, так и в честь мудреца, который достиг духовного блаженства. Мощи укрыты в специальной усыпальнице, известной как дхану гарбха, в центре полусферического купола. Купола могли быть различных форм, таких, как груда зерна (дханьякара), пузырек воды (буббулакара), колокол храма (гхантакара), горшок (гхатакара) и лотос (падмакара). Ступа известна под многими другими именами: Чайтья на санскрите, Тхупа и Четия на пали, Дагаба и Сейя на сингальском. Сингальское название дагаба происходит от дхату гарбха. Ступа Рунавели высоко чтилась по трем главным причинам.

Во-первых, количество останков, заключенных в ней, больше, чем в какой-либо другой ступе на Шри-Ланке. Точное количество неизвестно, но очевидно, что их было очень много. Во-вторых, это ступа Великого монастыря, Маха Вихара, поэтому она была названа Маха Тхупа, Великая ступа. Маха Вихара, первый монастырь Шри-Ланки, был также одним из самых больших. В нем жили около 3 000 монахов, когда китайский паломник Фа Хсиен посетил остров в V веке н. э. В-третьих, величайший из сингальских королей, Дуттагамини или Дутугамуну, построил ступу во II веке до н. э. Король является героем эпической поэмы Маха Вамса, Великой хроники, написанной на пали. Статуя этого короля располагается у восточного входа в ступу. У входа в дом духов стоят изображения четырех предыдущих Будд и пятого последующего.

Ступа Абхайягири
Вторая по высоте ступа в Анурадхапуре и второе по высоте кирпичное здание Древнего мира – Абхайягири Дагоба. Ступа была построена в I веке до н. э. Ее высота более 112 метров. Перед входом стоят два каменных изваяния, Санкха и Падма, стражи Бога богатства и подземных сокровищ Куберы. Поскольку этот монастырь был расположен на севере Анурадхапуры, он также назывался Уттара Вихара или Абхайуттара.

Ступа построена королем Ватта Гамини Абхайя или Валагам Ба. Считается, что название Абхайягири является сочетанием двух имен: имени короля и имени Джейна-аскета, известного как Гири, у которого здесь была усыпальница. Когда король спасался от индийских захватчиков, этот аскет сделал обидное замечание в его адрес. Король был настолько оскорблен, что решил: если он снова вернется к власти, то построит монастырь на месте усыпальницы Джейна. Он действительно вновь обрел власть, поставил там новый монастырь и назвал его Абхайя Гири. В нем находится одна из прекраснейших библиотек древнего мира, которая привлекает и иностранных ученых, изучающих буддизм.

Одним из этих ученых был китайский паломник Фа Хсиен, который провел на Абхайягири два года, копируя редкие манускрипты, чтобы забрать с собой в Китай. Он говорит в своих «Записках о буддистских странах», что это было замечательное монастырское поселение. Как утверждает Фа Хсиен, оно было построено над следами ног Будды. «Над отпечатками ног, к северу от королевского города, была построена огромная ступа высотой четыреста футов, украшенная золотом, серебром и всеми видами драгоценных камней. Около этой ступы был сооружен монастырь, названный Абхайягири (Холм Бесстрашия), в котором жили пять тысяч монахов. В нем был холм для поклонения Будде, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями. На холме стоит изваяние Будды, сделанное из зеленого нефрита, высотой около двадцати футов. Вся статуя сияет семью драгоценными камнями, и ее блеск и величие не поддается описанию. В правой руке она держит бесценный жемчуг». Фа Хсиен говорит также, что Священный Зуб Будды находился в этом монастыре в течение трех месяцев каждого года.

В память об этом китайском монахе недалеко от Абхайягири был построен музей, названный его именем, в котором выставлены сокровища, обнаруженные здесь. Это один из лучших музеев в Анурадхапуре.

Ступа Джетавана
Самая высокая и самая большая из ступ Анурадхапуры и высочайшее кирпичное строение Древнего мира – Джетавана Дагоба. Изначально она имела высоту более 121 метра. Ступа была построена королем Махасеной, который правил в III веке н. э., и восстановлена королем Паракрамабаху в XII в. Ступа названа объектом мирового культурного наследия, как и Абхайягири и Руванвели.

Махасена был первым сингальским королем-буддистом, который покровительствовал школе буддизма Махаяны. Несмотря на протесты монахов Маха Вихары, который был центром буддизма Тхеравады, король построил этот монастырь и посвятил его монаху, известному как Тиса, который жил в Даккхина Вихара, Южном монастыре. Ступа Джетавана — ступа этого монастыря.

Почему монастырь назван Джетавана?
Существуют разные мнения. Некоторые говорят, что этот монастырь первоначально назывался Джоти Вана, что значит «сад света». Саге Махинда разъяснил закон Будды здесь за семь дней. Поэтому место было переименовано в Джотивана, что значит «сад, распространяющий свет». Джоти Вана затем трансформировалось в Джета Вана.

Другие считают, что этот монастырь назван в честь знаменитого индийского монастыря в Саватти, Джетаванарама, где Будда проводил большую часть своего времени. Выбор Будды подразумевал, что он сам предпочитал этот монастырь другим. Индийский монастырь находится в современном городе Сахет Махет в штате Уттар-Прадеш. По-сингальски он называется Деврам Вехера или Дена Вехера.

Некоторые думают, что здесь скрыты предметы, имеющие отношение к Будде, известные как «парибхогика четия» — предметы, использованные Буддой. Они верят, что именно здесь был захоронен пояс, который Будда носил вокруг талии (пати дхату). Те, кто отрицает историю с пати дхату, верят, что монастырь был построен на прахе мудреца Махинды. Во время последних раскопок в этом месте были обнаружены свидетельства того, что здесь проводились похоронные обряды. Если будет доказано, что прах принадлежит Махинде, то это бросит новый свет на значение ступы.

Тупарама
Тупарама – первая ступа, которая была построена на Шри-Ланке и старейшая ступа в Анурадхапуре. Ее высота – около 20 метров, а диаметр в основании – 18, поэтому она также и одна из самых маленьких. Ступа расположена к северу от Руванвели, рядом с берегом резервуара Басаваккулама или Абхайя Вева.

Название Тупарама пришло из языка пали. Это комбинация двух слов: тхупа и арама. Тхупа на языке пали обозначает «ступа», арама — «сад» или «парк». Большинство буддистских монастырей были расположены в садах или парках и поэтому были известны под такими названиями, как Джетавана Арама и Велувана Арама. Поэтому слово Тупарама первоначально было названием монастыря, а не ступы. Но со временем ступа этого монастыря также стала называться Тупарама. В ней скрыта правая ключица Будды. Оригинальная форма этой ступы – груда песка (дханьякара).

Ступа построена на возвышающейся круглой платформе. На ней расположены четыре концентрических круга каменных колонн. Предполагается, что они когда-то поддерживали крышу. Таким образом, ступа располагалась внутри круглого строения. Такие строения называются на языке пали Четиягхара, а на сингальском — Ватадаге («круглый дом для мощей»). Как они выглядели с крышей над ступой? Вероятно, они походили на строения, представленные здесь, как предположил профессор Паранавитана. Самый большой круг состоит из 48 колонн. Столбы и капители украшены скульптурами различных размеров, которые изображают животных и людей.

Честь построения этой ступы приписывается первому буддистскому королю острова, Деванампиятиссе или Деванапетисе. Он получил от императора Ашока в знак уважения прозвище Деванампия, что значит «Возлюбленный Богами». Сам император Ашока использовал этот эпитет по отношению к себе в своих деликтах, изданных в Индии. Считается, что ступа была построена на месте гробницы Якша Махеджа, которого почитал король Пандукабхайя, один из королей, который правил до распространения буддизма. Ткпарама был женским монастырем, расположенным в Маха Вихаре.

Ланкарама
Другая ступа, очень похожая на Тупараму, — Ланкарама. По размеру она меньше Тупарамы. Ступа расположена к югу от Абхайягири, в прошлом это место было известно как Гал Хеба Када. Она также является Четиягхарой и построена по плану Тупарамы, но имеет только три концентрических круга колонн. Внешний круг имеет 40 столбов, внутренний – 20. Как и колонны Тупарамы, они также имеют столбы и капители, украшенные скульптурами.

Название Ланкарама обозначает «Монастырь Ланки». Ступа известна также под несколькими другими именами. Некоторые думают, что это была ступа под названием Сила Соббха Кандака, построенная Ваттагамини Абхайей. Предание говорит, что этот король бежал из Анурадхапуры и укрывался в месте под названием Сила Соббха Кандака до тех пор, пока не смог вернуть себе власть. Считается, что король построил этот монастырь и дал ему название места, которое стало для него надежным убежищем.

Монастырь имеет и другое имя — Сомарама, что значит «Монастырь Сома». Сома – имя королевы, жены короля Ваттагамини Абхайя. Однажды, когда король и королева бежали через Гал Хеба Када, их повозка не могла передвигаться из-за веса. Тогда королева выпрыгнула из повозки, чтобы король мог уехать и спастись от индийских завоевателей. В знак благодарности король назвал этот монастырь в ее честь Сомарама. Монастырь назывался также Мани Сомарама. Мани на языке пали означает «драгоценный камень». Говорят, что король подарил свой жене драгоценный камень как выражение признательности, а она положила камень в ступу этого монастыря, откуда и пошло название.

Существует и другая история. Она повествует о том, что индийский король захватил эту королеву и забрал ее в Индию, потому что она была очень похожа на его дочь. Королеву стали называть Ланка Деви. Она вернулась в Шри-Ланку, и монастырь, которому покровительствовала королева, стал известен как Ланкарама, монастырь Ланка Деви. Ланкарама был женским монастырем Абхайягири Вихара. Его также называли Мани Тупарама, потому что он был похож на монастырь в Тупараме.

Ступа Мирисаветия
Среди восьми святых мест Анурадхапуры есть две ступы, построенные королем Дутугемуну: Руванвели и Мирисаветия, из них Мирисаветия – самая древняя. Расположенная около одно из главных резервуаров в столице, Тиса Вева, построенная королем Тиссой, Возлюбленным Бога, эта ступа также входит в состав Маха Вихара.

Название Мирисавети обозначает буквально «стручок перца». Оно появляется в хрониках, написанных на пали. Это название напоминает об интересном обычае буддистов. Он состоял в том, чтобы приносить монашеской общине первые плоды любого урожая, будь то рис, овощи или что-либо другое. Однако принц Дутугамуну, получивший однажды хороший урожай перца, не сделал этого. Чтобы помнить об этой ошибке, он назвал свою первую ступу Мирисавети.

Причина, по которой эта ступа была построена около Тиса Вевы, связана с другой интересной историей. Однажды король поехал в ТисаВеву на водное празднество. Он взял с собой скипетр, символ власти, и оставил его у берега. Говорят, что внутри скипетра находились священные мощи Будды. Когда король вернулся с празднества, он обнаружил, что не может достать скипетр из земли. Это было чудо. Поэтому король построил ступу, скрывающую скипетр.

Важная черта, характеризующая любую ступу — это ее структура, называемая вахалкада, что в переводе означает фронтиспис. Каждая ступа имеет четыре подобных фронтисписа, показывающие четыре направления и четыре главных выхода. Фронтисписы этой ступы сохранились в разной степени, в Мирисавети наилучшим образом сохранился западная валахкада. В этом фронтисписе также обнаружены разные виды скульптур.

Лова Маха Пайя
Между деревом Бо и ступой Руванвели находится площадь, на которой расположены каменные колонны, принадлежавшие древнему строению. Оно называлось Лова Маха Пайя, буквально «Великий дворец с медной крышей». На пали он называется Лова Пасада, что можно перевести как «Бронзовый дворец». 27 глава Хроники Махавамся повествует, что он был построен по модели Вимана, дворца, служившего жилищем богов. Это единственное среди восьми святых мест Анурадхапуры, которое не является ступой.

1600 каменных колонн расположены в 40 рядов, в каждом из которых по 40 колонн. Поддерживаемое ими здание имело 9 ярусов и возвышалось на 45 метров, в нем располагалось более 1000 комнат. Крыша строения была покрыта медью, смешанной с бронзой.

В Махавамсе написано: «Тысяча хорошо устроенных комнат находилась в Пасада, они были покрыты различными драгоценными камнями и украшены окнами. Посередине располагался королевский павильон драгоценных камней. Он был украшен колоннами, состоящими из дорогих камней, на которых были изображены львы, тигры, а также фигуры богов. Вокруг павильона проходила граница жемчужной сети и располагалась коралловая ведика».

В самом начале это был дом монахов (упосатхагхара), принадлежавший монашескому братству Маха Вихара. Дом монахов был центром религиозной жизни. Он представляет собой здание, в котором монахи собирались для выполнения ритуалов в день полнолуния, для обсуждения учения Будды и медитации, приносящей успокоение их душам. Дом в центре площади и сегодня используется в этих целях. Дом монахов был построен королем Дутугемуну. В царствование его младшего брата, Садха Тисса, он был разрушен огнем. Король восстановил его, но осталось уже только семь ярусов.

Исурумуни Вихара
Важнейший монастырь в Анурадхапуре – Исурумуни Вихара. Он не входит в восемь святых мест в силу некоторых административных решений, принятых в прошлом. Ступа Исурумуни Вихара построена на скале. Название Исурумуни восходит к словам на языке пали Иссара Саманарама или Иссара Саманавихара. Она была построена королем Девампиятиссой на том месте, где дворяне принимали монашество (иссарадарака) в Саге Махинда.

Монастырь уникален тем, что он связан как с деревом Бо, так и со священным зубом Будды. В этом храме была посажена одна из восьми первых порослей дерева Бо и временно хранился зуб Будды, пока он не был отправлен в город Дхата Геха. В то время местность называлась Мегха Гири (Скала дождливого облака). Она была идеальной для хранения зуба Будды.

Исурумуни известна несколькими скульптурами, имеющими большую художественную ценность. Одной из них является скульптура мужчины и женщины, известная как «Возлюбленные Исурумуни». Другая скульптура – изображение, ошибочно называемое «сцена королевской семьи». Критики говорят, что фигура мужчины изображает Бодхисатву с женой и свитой. Идентификация мужской фигуры с Бодхисатвой основана на положении его ног.

На каменных валунах, окружающих пруд, расположены две прекрасные скульптуры: одна представляет нескольких слонов, играющих в воде, другая – мужчину и голову лошади позади. Профессор Паранавитана считает, что они изображают две мифологические фигуры: Парджанья, бога дождя, и его лошадь, Агни. Они символизируют дождь и молнию.

Период Анурадхапуры
Долгий и полный событий период, когда Анурадхапура была королевской столицей, известен в истории Шри-Ланки как период Анурадхапуры. Это было время, когда закладывались основания новой сингальской цивилизации. Цивилизация сингалов представляет собой гармоничное сочетание двух элементов: Дагаба, символ развития духа, и Вева, символ движения материи. Как же зарождалась эта цивилизация в период Анурадхапуры?

Во-первых, это было время появления буддистской цивилизации. Буддизм, который был принесен на остров в III в. до н. э., представил жителям Шри-Ланки новый взгляд на мир, и жители острова придали ему особую форму, которую называют «сингальский буддизм». Шри-Ланка стала одной из самых мощных цитаделей буддизма в Азии. Тысячи монахов приезжали с Дальнего Востока на церемонию основания Маха Тупа. Анурадхапура стала вместилищем Священного дерева мудрости и Священного Зуба.

Во-вторых, в это время началась эра ирригации. Сингалы овладели искусством построения гигантских резервуаров, называемых по-сингальски Вева, на языке пали – Вапи. В самой Анурадхапуре находятся три больших водохранилища: Абхайя Вева, Нувара Вева и Тисса Вева. Эти прекрасные образцы водозаборных сооружений и Бисо Котува, которые сингальские конструкторы изобрели в дохристианский период, чтобы управлять водой, расцениваются как шедевр инженерного искусства. Английский писатель Теннент говорит, что «никогда еще ни в одной стране люди не имели такого грандиозного опыта построения ирригационных сооружений» (Цейлон, 1859).

В-третьих, в это время зарождалась литературная традиция и было написано значительное количество литературы как на сингальском языке, так и на пали. Вместе с буддизмом на остров были привезены из Индии брахманские рукописи, что стало причиной появления большого количества надписей в пещерах, на каменных пластинах и колоннах. В то время известным текстом была Трипитака, написанная на языке пали, а также хроника на пали Махавамса, которую историки называют «незаменимым источником реконструкции ранней истории острова». Литература сингалов включает также поэмы, переведенные с санскрита, комментарии текстов, написанных на языке пали, надписи в Сигирии. В буддистских монастырях существуют библиотеки, которые привлекают не только шри-ланкийских, но и иностранных ученых.

В-четвертых, в период Анурадхапуры зародилась традиция буддистского изобразительного искусства и архитектуры, причем мы имеем дело с такими специфическими сингальскими формами, как ступы, которые являются высочайшими зданиями древнего мира, круглые усыпальницы, изображения Будды, «охранные» камни, лунные камни, водохранилища и т. д. Подобные памятники представляют уникальное искусство сингалов. Таким образом, Анурадхапура является одним из самых значимых городов шри-ланкийского буддизма.

Шедевры сингальского искусства
Помимо ступ, в Анурадхапуре существует множество других произведений изобразительного искусства и архитектуры, которые демонстрируют художественные способности и инженерное мастерство древних сингалов. Самыми значительными являются следующие шедевры:

Изображение Самадхи
Один из самых прекрасных образцов сингальской скульптуры – изображение Будды высотой более 3,5 метров, известное как статуя Самадхи, в монастырском комплексе Абхайагири. Самадхи – слово, которое обозначает состояние сознания, когда человек достигает глубокой сосредоточенности.

Статуя Будды интересна тем, как изображены его руки и ноги. Положение рук называется Мудра, а положение ног – Асана. Изображение Самадхи выполнено как Дхьяна Мудра (правая кисть поверх левой). Это один из четырех образов Будды, помещенных вокруг дерева Бо, каждый образ показывает одно из четырех основных состояний. До сих пор существует обычай помещать изображения Будды под деревом Бо.

Считается, что Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, хранил фотографию этой статуи для поддержания духа, когда он был заключен в тюрьму во время борьбы за независимость.

Озера-близнецы: Куттам Покуна
Памятник, который придает особое очарование пейзажу монастырского комплекса – Куттам Покуна, озера-близнецы. Они считаются местом, где встречались монахи для ежедневного купания. Как по замыслу, так и по его реализации это, несомненно, самые красивые древние озера на острове. Способ, которым организована циркуляция воды в озерах, также делает их исключительным инженерным сооружением.

В северной части меньшего озера находится прекрасная скульптура Нага. Люди верят, что Нага является покровителем воды. Возможно также, что это озеро было сооружено Нагой, одним из племен-аборигенов острова. У входов расположены сосуды, которые называются Пурна Гхата, сосуды изобилия и процветания, они наполнены и имеют круглую форму.

Балюстрада: Коравак Гала
Все ступы и дома духов построены в основном на возвышенных платформах, а четыре лестничных пролета показывают четыре направления, которые могут привести паломника в священное место. Лестничные пролеты – настоящие произведения искусства, соединяющие архитектуру и скульптуру. Две балюстрады, Коравак Гал, изображают мифическое животное Макара (Дракон).

Охраняющие камни: Мура Гала
В нижнем краю балюстрады находится каменная пластина, известная как Мурагала, охраняющий камень. На ней располагаются различные скульптуры, в том числе наиболее распространенная – фигура короля (раджа) с головой кобры (нага), называемая Нагараджа, король Нагов. Среди сингальских буддистов существует поверье, что Нагараджа – король тех существ, которые защищают вещи и охраняют места, в которых находятся ценности.

Около одного из входов в Абхайагири находятся два охраняющих камня необычайной ценности, изображающие Санкху и Падму, стражей Куберы, хозяина святой горы Кайласа. Санкха, как показывает имя, имеет на голове раковину, или ракушку (санкха). На голове у Падмы находится лотос.

Возлюбленные Исурумуни
Скульптура, которая сейчас находится в музее Исурумуни Вихара, — одно из самых знаменитых произведений сингальского искусства. Археологи говорят, что эта скульптура первоначально находилась в королевском парке, рядом с монастырем Ран Масу Уйяна (Парк золотой рыбы). Они отмечают, что скульптура не имеет религиозного значения. Ученые спорят о том, кто изображен на этой скульптуре. Некоторые думают, что это может быть принц Салия и его жена Ашокамала, пара, романтическая история которой хорошо известна. Легенда повествует о том, что принц Салия отказался от короны ради прекрасной девушки Ашокамалы, дочери чанадала – касты изгоев.

Мартин Викрамасинхе в своей книге «Буддизм и искусство» называет это изваяние «изысканным образцом эротической скульптуры» и считает, что изображенные скульптором мужчина и женщина определенно представляют двух любовников. Он интерпретирует их позы в терминах написанной на санскрите книги Нандикесвары под названием «Абхияна Дарпана» («Зеркало позы»). Например, поза мужчины (поднятые плечи, касающиеся головы) называется Ниханчита Мудра и обозначает удовольствие от созерцания возлюбленной. Ученый считает, что мужчина, безусловно, воин. Об этом свидетельствует его одежда, а также то, что в руках он держит меч, а позади него находится щит. Скульптура может представлять встречу воина и его жены либо до его отъезда, либо после возвращения.

Другие думают, что это может быть бог Шива и его супруга Парвати. Третьи доказывают, что мужчина представляет Стхира Чакра, одну из ипостасей Бодхисатвы Манджушри, который символизирует мудрость (мудрость представляет меч между плечами воина). Критики отмечают, что это общая черта, которую можно обнаружить в искусстве индонезийского буддизма. Как бы то ни было, скульптура прекрасна, она представляет эстетическую ценность и является шедевром.

Лунный камень: Сандакада Пахана
У подножия лестничного пролета находится каменная пластина полукруглой формы, известная как Сандака Пахана (Лунный Камень). На ней располагается ряд скульптур, изображающих цветы и животных. В одном ряду представлены животные: кабан (хасти), лошадь (ашва), лев (синха) и корова (гава), один за другим. В другом ряду располагаются лебеди (хамса). Значение лунных камней, особенно четырех животных в рядах, является еще одним дискуссионным вопросом. Некоторые говорят, что четыре животных символизируют четыре направления: восточное – слон, западное – лошадь, северное – лев и южное – бык. Это подразумевает, что священное место открыто для тех, кто пришел с любой из четырех сторон. Другие считают, что животные символизируют удачу.

Профессор Паранавитана объясняет символическое значение лунных камней в философском контексте. Он полагает, что они символизируют буддистскую идею Бхава Чакра, цикла перерождений, в соответствии с которой все человеческие существа проходят в жизни четыре основные стадии: рождение (джати), угасание (джара), болезнь (вьядхи) и смерть (марана). Паломники, которые, минуя лунные камни, поднимаются по лестнице к святилищу, символически проходят все ступени земной жизни от рождения до смерти, чтобы достичь состояния за пределами сознания. Один из самых прекрасных лунных камней в Анурадхапуре обнаружен около Королевского Павильона.

Экскурсия по историческим памятникам Анурадхапуры — прекрасный повод познакомиться с историей сказочной Шри-Ланки. Поездка очень рекомендована Вам, когда Вы отдыхаете в Анурадхапуре, Михинтале или в Северной части Шри-Ланки.

О своем желании посетить исторические объекты Анурадхапуры сообщите, пожалуйста, менеджеру Ланкарус в отеле городов Анурадхапура, Михинтале, Маннар, Джафна.

info@lankarus.com

ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ШРИ-ЛАНКИ

Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus

Отправить заявку

Если вас заинтересовал "Анурадхапура. Древняя Столица - Anuradhapura. The Ancient Capital", оставьте заявку в произвольной форме. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Вы можете авторизоваться через:

Google Vkontakte Yandex Mailru

Lankarus в Соцсетях

Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus Lankarus
  • Phone (Rus, Eng): +94 772 72 6404
  • Viber (Rus, Eng): +7 937 697 8195
  • WhatsApp (Rus, Eng): +94 772 72 6404
  • Email: info@lankarus.com

ලංකාරුස් ලංකා ප්‍රයිවට් ලිමිටඩ්
Lankarus Lanka Private Limited © 2014- 2018